Таджикистан.Памир.
Много эмоций, ощущений, контрастов. Мусульманская культура. Все с ног на голову для европейца. Поразительно, но ощущения от этих людей совершенно иные, нежели мы видим их в городах-миллионниках в качестве гестарбайтеров. В основном это трудяги и на первый взгляд совершенно бесхитростный народ, привыкший к трудному крестьянскому труду в условиях вечной жары, как мне показалось. Портятся они уже под влиянием жестких законов выживания в мегаполисе. А вообще народ миролюбивый, честный и гостеприимный. Не дай бог, что случится в дороге, вы можете быть уверены, что не останетесь без ночлега и еды. Здесь жизненная норма быть друг за друга, это принцип выживания. Сразу вспоминается СССР с мощной идеологией коллективизма и взаимопомощи. Тут это по сей день работает. Нам рассказывали много историй о различных происшествиях в горах, когда люди порой отдавали последнее, но приходили на выручку потерпевшим, причем и не требуя за это ничего взамен. Не принято здесь принимать деньги, даже в качестве дара... фактически это воспринимается как оскорбление. Помощь идет от чистого сердца.
Чем дальше в горы, тем больше мы походим на людей с другой планеты. Для местных мы иностранцы и туристы, мы всегда под пристальными взглядами, говорящих об искреннем любопытстве и удивлении. Дети как всегда бесподобны в проявлениях естественности и наивности. Их много. В исламских семьях много детей в силу запрета Кораном пользоваться контрацепцией. Но создается ощущение, что все счастливы!
Природа и ландшафты - это непередаваемо ни фото техникой, ни словами. Кажется, что когда смотришь на горы Памира, не хватает широты зрения для полноценного обзора. Настолько все велико и величественно. Такие древние горы увидишь не часто, даже если ездишь в Австрию, Италию и Францию. Европейские Альпы все-таки другие - и размером по-меньше, и нет той первозданности, не тронутой рукой человека. Сознание не успевает овладеть этим бесконечным потоком информации. Контрасты культуры в совокупности с величием природы поначалу не связываются в одно целое. По дороге на Памир едем в буквальном смысле по границе с Афганистаном. Между прочим реальные места боевых действий афганского конфликта. Естественной границей является горная речка и ее ширина фактически единственное препятствие попадания в другую страну. Было одно место, где достаточно было перепрыгнуть с камня на камень, чтобы оказаться в Афганистане:) Дорога порой есть, а порой ее нет. Часто она становится похожей на месиво из песка , глины и камня. И если бы не постоянное строительство и ремонт ее участков, то понятие "безопасность" было бы утопией. Хотя периодически все-таки так оно и есть. Множество горных речек от маленького ручейка до мощных водных потоков часто встают на пути, и иногда приходится брать такие преграды с разгона. Мы даже вынуждены были остановиться в каком-то подобии пионерлагеря на ночь, так как по дороге до нашей планируемой точки остановки на одном из участков дороги смыло чью-то машину горной речкой, которую как раз надо было проезжать. Мы не рискнули. Я уже не говорю о потенциальной возможности серьезного камнепада. Иногда горы с кажущейся опасностью нависают прямо над дорогой. Зачастую дорога не защищена от обрывов никак. Не редки случаи автокатастроф. Особенно с фурами, перевозящими грузы из Китая. Вообще это отдельная тема для разговора - как огромные 60-тонные грузовики с прицепами преодолевают путь в 1500 км по Памирскому тракту с этими серпантинами, перепадами высот, скрытыми крутыми поворотами, пыльными зыбучими песками и жарой в 40 градусов... остается загадкой, как они разъезжаются на участках шириной в одну полосу! Дорога в горах приобретает особое жизненное значение и статус жизненно важного объекта. Для многих это единственная возможность заработка. Как для дальнобойщиков, так и для местных таксистов. Но это не обычное такси. Это частные извозчики, которые покупают проверенные на таких дорогах джипы и перевозят людей и небольшие грузы по сложным горным маршрутам. Причем носятся в среднем на скорости 90-100 км/ч! Зато и доезжают быстро. Это мы из Душанбе в Хорог за 14 часов, а они за 8. Надо сказать удовольствие по местным меркам не дешевое, 100$. Как, в прочем, есть еще один вариант добраться из столицы до Памира - "экстримальный" полет на самолете-кукурузнике между горами. Зато лететь всего 1,5 часа. Мы бы это обязательно осуществили, если бы не изменились планы. На дорогах особенно опасно в зимне-весенний период, когда в горах много снега и при его таянии схождение лавин и селевых потоков здесь обычное явление. Пару раз мы проезжали такие места, где селевой поток полностью перекрывал дорогу, но был расчищен грейдерами. Уплотненный снег, когда-то сошедший с горных высот, медленно тает при температуре более 30 градусов! Мы видели несколько таких участков, где эта масса лежала у подножия горы и невольно провоцировала на глупый вопрос "Как это?". Иногда встречаются группы мотоциклистов и "парочки" на велосипедах. Это туристы-экстримальщики преодолевают огромные расстояния через Киргизию и Узбекистан в Китай, и их путешествия измеряются тысячами км и длятся месяцами! Просто респект! Иногда просто находиться в незнакомом месте, окруженными горами в отсутствие всякой цивилизации страшно, не то чтобы затевать сложные продуманные путешествия на великах!
Вообще регион очень богат водными источниками и родниками. Всегда можно остановиться и попить ледяной водички. А в горах масса водопадов разной величины. Это потрясающе красиво. А в одном из водопадов нам посчастливилось искупаться! Ощущение от падающей на плечи с высоты 100 метров воды прямо скажем неоднозначное - и страшно, и любопытно! Массаж верхних частей тела становится больше похож на удары плетью. Реально больно! Температура и погодные условия в горах изменчивы. Внизу жуткое пекло, наверху перепады температур в 10-15 градусов - норма. В итоге мы объехали всю страну: побывали и на севере, и на юге. И везде свои особенности культуры, уклада жизни, и много еще чего разного... В общем рассказать вкратце никак не получается, но этому путешествию можно смело приписывать статус "нечто особенное".